Педагогам

28.11.2018

Методические рекомендации по формированию информационной грамотности педагогов

21.12.2022

Информационные компетенции являются ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни. Они являются первым шагом на пути к достижению образовательных целей, формированию грамотности человека.

Грамотность определяется как «состояние образованности», «базовая грамотность» подразумевает классическую или традиционную грамотность – обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям.

В современном информационном обществе информационная грамотность рассматривается как набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации, генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа проблем и принятия решения.

Информационно грамотные педагоги должны обладать навыками:

·                     критического мышления,

·                     умения анализировать информацию и использовать ее для самовыражения,

·                     независимого обучения и создания информации,

·                     участия в государственной деятельности и демократических процессах, протекающих в обществе.

Информационно грамотные люди знают как собирать, использовать, организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в том числе в образовательной или профессиональной среде, для саморазвития.

Информационная грамотность включает:

·                     Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую проблему я пытаюсь решить?Хочу такой сайт

·                     Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?

·                     Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать информацию? К кому обратиться за помощью?

·                     Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная информация?

·                     Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно организовать информацию, полученную из многочисленных источников?

·                     Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права создателей информации?

·                     Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?

·                     Соблюдение информационной безопасности при работе с информацией.

Информационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности, но должна быть дифференцирована. Особенно это касается владения информационными технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности, компьютерной грамотности и медиаграмотности.

Два последних вида информационной грамотности определяются следующим образом:

• Компьютерная грамотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем.

• Медиаграмотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний.

Одним из важных составляющих условий работы с информацией следует рассматривать информационную безопасность. Основные принципы в работе учителя с обучающимися и их родителями раскрываются в различных методических пособиях.

Методические рекомендации для педагогов по оценке информационной безопасности информационной продукции.pdf (скачать) (посмотреть)
ПРАКТИКУМ Интернет возможности, компетенции , безопасность.pdf (скачать) (посмотреть)
ЛЕКЦИИ Интернет возможности, компетенции , безопасность.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».