02.09.2024
21.12.2022
Информационные компетенции являются ключевым фактором в образовании на
протяжении всей жизни. Они являются первым шагом на пути к достижению
образовательных целей, формированию грамотности человека.
Грамотность определяется как «состояние образованности», «базовая
грамотность» подразумевает классическую или традиционную грамотность –
обученность чтению, письму, арифметическим вычислениям и операциям.
В современном информационном обществе информационная грамотность рассматривается как
набор компетенций, необходимых для получения, понимания, оценки, адаптации,
генерирования, хранения и представления информации, используемой для анализа
проблем и принятия решения.
Информационно грамотные педагоги должны обладать навыками:
·
критического мышления,
·
умения анализировать информацию и использовать ее для самовыражения,
·
независимого обучения и создания информации,
·
участия в государственной деятельности и демократических процессах,
протекающих в обществе.
Информационно грамотные люди знают как собирать, использовать,
организовывать, синтезировать и создавать информацию и данные в соответствии с
этическими стандартами. Эти компетенции применимы в любом учебном контексте, в
том числе в образовательной или профессиональной среде, для саморазвития.
Информационная грамотность включает:
·
Выявление/осознание информационных потребностей: Что я хочу найти? Какую
проблему я пытаюсь решить?
·
Выявление источников информации: Что использовать: Интернет, книги или
телевидение? Использовать первичные, вторичные или третичные источники?
·
Определение местоположения или поиск информации: Где следует искать
информацию? К кому обратиться за помощью?
·
Анализ и оценка качества информации: Как узнать, насколько надежна данная
информация?
·
Организация, хранение или архивирование информации: Как эффективно
организовать информацию, полученную из многочисленных источников?
·
Использование информации в соответствии с этическими нормами, эффективное и
результативное: Как мне следует действовать, чтобы соблюсти авторские права
создателей информации?
·
Создание и обмен новыми знаниями: Как можно представить мою информацию?
·
Соблюдение информационной безопасности при работе с информацией.
Информационная грамотность связана c другими, схожими, видами грамотности,
но должна быть дифференцирована. Особенно это касается владения информационными
технологиями, сетевой грамотности, цифровой грамотности, интернет-грамотности,
компьютерной грамотности и медиаграмотности.
Два последних вида информационной грамотности определяются следующим
образом:
• Компьютерная грамотность. Знания, навыки и умения, необходимые для
понимания информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), включая
аппаратуру, программные средства, системы, сети (локальные сети и Интернет) и
все другие элементы компьютеров и телекоммуникационных систем.
• Медиаграмотность. Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех
средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание,
хранение, передача и представление данных, информации и знаний.
Одним из важных составляющих условий работы с информацией следует рассматривать
информационную безопасность. Основные принципы в работе учителя с обучающимися
и их родителями раскрываются в различных методических пособиях.