Учебно-методическое и библиотечно-информационное обеспечение
Важнейшая роль в МАОУ «Фроловская средняя школа «Навигатор» отводится
школьному библиотечно-информационному центру (далее – Центр). Центр призван
способствовать созданию оптимальных условий для решения образовательных задач
школы путем реализации информационной, культурной и образовательной функции.
К задачам Центра относятся:
-информационно-документальное обеспечение учебно-воспитательного процесса;
-формирование информационной культуры учащихся, включая культуру чтения,
поиска и переработки информации;
-содействие учебно-воспитательной работе педагогического коллектива;
-проведение внеклассной работы с использованием информационных ресурсов на
традиционных (бумажных) и электронных носителях;
- формирование, комплектование и сохранность фонда.
Центр располагает общедоступной информацией, востребованной детьми как для
обучения,
так
и
для
личностного,
духовного,
творческого
развития,
самосовершенствования, формирующей функциональную грамотность школьника.
В 2024 году, как и в 2023, деятельность Центра в работе с учениками была направлена
на привлечение новых читателей, поддержку чтения и читательской культуры учащихся,
воспитание гражданского самосознания, раскрытие духовно-творческого потенциала детей
в процессе общения с книгой, формирование культуры бережного отношения к книге.
Чтобы помочь ребенку открыть необъятный мир духовных ценностей, развивать его
художественные и творческие способности, постоянно поощрять и стимулировать его
интерес к книгам, Центр использует различные формы и методы работы. Для обучающихся
начальной школы в 2024 году проведены библиотечные уроки, экскурсии в библиотеку,
для обучающихся основной и старшей школы - библиотечно-библиографические занятия,
нацеленные на формирование навыка самостоятельной работы с книгой, периодическими
изданиями и справочной литературой.
Познавательное развитие школьников также не остается без внимания. Турнир по
интеллектуальным играм стал еще одной традицией школьного Центра. Ежегодно в
турнире принимает участие около 200 обучающихся. Так, например, осенью 2024 г. была
проведена литературная викторина среди 7-11 классов, посвященная 210-летию со дня
рождения М.Ю.Лермонтова. Зимой 2024 года проходили библиотечные уроки,
посвященные снятию фашистской блокады с Ленинграда для обучающихся 4 классов,
проведена интеллектуальная игра «Блокада Ленинграда» для 5 класса. Также была
организована викторина среди обучающихся 9 классов «Сталинградская битва».
Работа по формированию интереса к чтению ведется в социальной сети
«Вконтакте» образовательного учреждения (https://vk.com/froollschool) в рубрике «Вектор
чтения», где даются рекомендации обучающимся по чтению того или иного источника,
раскрывается его краткое содержание, предлагаются ссылки на электронные форматы
книг. Проведено несколько акций, флешмобов и онлайн-викторин к знаменательным датам
истории России, литературным событиям. Анализ мероприятий, организованных в рамках
рубрики «Вектор чтения» показал высокий охват участия детей, педагогов школы и
родителей обучающихся.
Центр школы имеет в своем распоряжении абонемент, читальный зал, зал
информационной грамотности, хранилище фонда учебной литературы. Помещения
соответствуют стандартам в области информационно-библиотечного дела. В Центре всем
участникам образовательного процесса для самообразования предоставлен свободный
доступ к сети Интернет; систематизирован и обеспечен доступ ко всем видам информации:
книгам, журналам, аудио и видеосредствам.
В Центре строго ведется учётная документация. Абонемент предоставляет учащимся
и другим пользователям открытый доступ в художественный и отраслевой фонды, тем
самым содействуя формированию у школьников навыков самостоятельного выбора
литературы и открывая свободу доступа к средствам информации. Большую роль здесь
играют книжные выставки, которые не только привлекают внимание читателей к
представленным книгам, но и активизируют их познавательные интересы. В помещении
читального зала организованы постоянно действующие выставки и тематические полки:
«Русь. Россия. Родина наша», «Мой Пермский край», «Книги о войне нам память
оставляют». В Центре организованы тематические выставки, в том числе посвященные
историко-литературным датам.
В Центре так же, как и в других учебных кабинетах, организована образовательная
урочная деятельность, под учебные кабинеты заняты читальный зал библиотеки и класс
информационной грамотности. Здесь ребята работают над проектами и исследованиями в
рамках уроков и внеурочной деятельности.
Библиотечно-информационное обслуживание в образовательном учреждении
осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
Примерным календарным планом воспитательной работы на 2024-2025 учебный год,
учебным и воспитательным планами Учреждения, программами, планом работы школьного
информационно-библиотечного Центра.
Библиотечно-информационное обеспечение
Объем библиотечного фонда в 2024 году по сравнению с 2023 годом увеличился на
5639 единиц и составляет 50329 единиц. Обеспеченность учебниками составляет 100%.
Обращаемость в 2024 году 57244 единиц в год (2022г. - 49502 единиц, 2023г. - 52001
единиц). Средний уровень посещаемости библиотеки в 2024 году составил 72 человека в
день (2022г. - 62 чел., 2023г. – 67 чел.).
Фонд библиотеки соответствует требованиям ФГОС. Учебники фонда входят
в федеральный перечень, утвержденный приказом Минпросвещения России от 21.09.2022
№ 858 (далее – ФПУ).
Фонд библиотеки формируется за счет федерального, краевого, местного бюджета,
внебюджетных источников. Ежегодно библиотека совместно с заместителем директора по
УВР и руководителями ШМО проводит анализ учебного фонда и составляет план его
использования на следующий год. Обычно это делается в конце учебного года,
регистрируется протоколом.
Обеспеченность обучающихся учебниками составляет 100%. В 2024 году
приобретено учебников, соответствующих требования ФГОС, на сумму более 3,2 млн.
рублей, в том числе получены учебники по Централизованному заказу Министерства
образования ПК для обучающихся 2 и 6 классов. Объем учебного фонда составил
43707единиц (2022г. – 31733, 2023г. - 38068). Закуплено школой и поставлено по
Централизованному заказу 5639 учебников. Списано в связи с несоответствием ФПУ 3743
учебника.
Увеличение учебного фонда обусловлено значительным ростом контингента
обучающихся, необходимостью обновить фонд учебной литературы в связи с ее
изношенностью.
Состав фонда и его использование
Количество единиц в фонде
№
1
Вид литературы
Учебная
2022 год
31733
2023 год
38068
2024 год
2
Педагогическая
125
125
125
43707
3
Художественная
36305
36305
36305
4
Справочная
455
640
640
5
Языковедение, литературоведение
191
191
191
6
Естественно-научная
280
280
280
7
Техническая
44
44
44
8
Общественно-политическая
16
16
16
Количество экземпляров, выдаваемых за год
№
1
Вид литературы
Учебная
2022 год
31733
2023 год
38068
2024 год
2
Педагогическая
110
98
95
3
Художественная
5331
6003
7368
4
Справочная
455
640
520
5
Языковедение, литературоведение
98
80
82
6
Естественно-научная
198
250
210
7
Техническая
39
31
25
8
Общественно-политическая
16
8
10
43707
Оснащенность Центра учебными пособиями достаточная. Количество экземпляров
учебной и учебно-методической литературы от общего количества единиц библиотечного
фонда в расчете на одного учащегося составляет 22 единицы (2021г. – 14,5, 2022г. – 17,
2023г. - 21). Осуществляется подписка Центра на периодические методические и детские
познавательные и досугово-развлекательные издания (детский журнал «Читай-ка»,
«Думай», «Эрудит», журнал «Школьная библиотека»).
С целью своевременного информирования об изменениях в нормативно-правовой
деятельности образовательного учреждения, оперативных изменений в организации
образовательного процесса в соответствии с распоряжениями федерального и краевого
уровней, получения профессиональной юридической помощи школа подписана на
электронный ресурс «Система образования. Премиальная версия». Подписка позволяет
использовать вариативные электронные материалы для эффективной работы
административной команды, педагогического состава.
Помимо оснащенности библиотечным фондом, Центр оснащен электронными
образовательными ресурсами. В наличии имеется 1205 дисков, 60 единиц сетевых
образовательных ресурсов. Кроме того, Центр обеспечен 89 единицами мультимедийных
средств (презентации, электронные энциклопедии, дидактические материалы).
Оборудованный компьютерной техникой информационный зал Центра на 13
посадочных мест позволяет обучающимся активно во урочное и внеурочное время
пользоваться электронными образовательными ресурсами, цифровыми образовательными
платформами, сайтами и сервисами при выполнении домашнего задания, подготовке к
урокам, выполнении учебных задач.
С целью всестороннего развития детей школа подключена к Национальной
электронной детской библиотеке, Пермской краевой детской библиотеке им. Л.И.
Кузьмина, Российской научной библиотеке. Каждый ребенок и педагог имеет возможность
бесплатно получать электронный вариант необходимого для освоения образовательной
программы, для подготовки к урокам, олимпиадам, предметным конкурсам,
исследовательской деятельности печатного издания.
В плане создания оптимальных условий для осуществления учебно-воспитательного
процесса в Центре ведется систематическая работа по сохранению учебного,
художественного и методического фонда. С этой целью ведется строгий учет выданной
литературы, обеспечивается ее возврат. В течение учебного года проводятся рейды по
сохранности учебников. Регулярно организуются беседы с обучающимися о важности
бережного отношения к учебникам. В конце учебного года проводятся библиотечные дни
по ремонту учебной и художественной литературы. Для ремонта учебников во время
летней лагерной смены также привлекаются ребята из трудового отряда Главы Пермского
муниципального округа.