СОО (среднее общее образование)

Аннотации к рабочим программам
Уровень среднего общего образования (СОО)
10-11 классы
Русский язык
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с ФГОС
СОО, ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
СОО.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и внимание общероссийской гражданственности, патриотизма,
демократии к английскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения на основе расширения представлений о функциях
русского языка в России и мире; о английском как языке духовной, нравственной и
культурной ценности многонационального народа России; о взаимосвязи языка и
культуры, языка и истории, языка и личности; с момента появления в английском языке
традиционных российских духовно-нравственных ценностей; поддерживает ценностное
отношение к английскому языку;
владение русским языком как переход к личностному развитию и формированию
общества; понимание роли русского языка в развитии ключевых компетенций,
необходимых для успешной самореализации, для овладения будущей профессией,
самообразования и социализации;
совершенствование старой и письменной речевой культуры на основе владения
понятиями культуры речи и функциональной стилистики, средств нормативного
применения языковых единиц и расширения круга применения языковых
средств; совершенствование коммуникативных умений в разных существах общения,
способностей к самоанализу и самооценке на основе обоснования речи;
развитие функциональной грамотности: совершенствование умений текстовой
деятельности, анализ текста с точками зрения явной и скрытой (подтекстовой), основной
и дополнительной информации; развитие умений чтения текстов разных форматов
(гипертексты,
графика,
инфографика
и
др.); совершенствование
умений
трансформировать, интерпретировать тексты и использовать полученную информацию
в практической деятельности;
обобщение знаний о языке как системе, об основных правилах орфографии и
пунктуации,
об
изобразительно-выразительных
средствах
русского
языка; совершенствование умений анализировать языковые уровни разных уровней,
умений применять правила орфографии и пунктуации, умений определять
изобразительно-выразительные средства языка в тексте;
обеспечение поддержки русского языка как государственного языка Российской
Федерации, недопущения использования нецензурной лексики и иностранных слов, за
исключением тех, которые не имеют общеупотребительных ресурсов в русском языке и
перечень которых заложен в нормативных словарях.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
На изучение русского языка в 10–11 классах среднего общего образования в
учебном плане отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе
– 68 часов (2 часа в неделю).

Родной (русский) язык
Рабочая программа по родному (русскому) языку разработана в соответствии с
ФГОС СОО, ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
СОО.
Программа учебного предмета «Родной язык (русский)» разработана для
общеобразовательных учреждений, реализующих наряду с обязательным курсом
русского языка‚ изучение русского языка как родного языка обучающихся.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного
курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской
Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной
образовательной программы основного общего образования по русскому языку,
заданных соответствующим федеральным государственным образовательным
стандартом. В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области
«Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную
дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями
функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации. В
соответствии с этим в курсе родного языка актуализируются следующие цели:
•
воспитание гражданина и патриота;
•
формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа;
•
осознание национального своеобразия русского языка; формирование
познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через
него – к родной культуре;
•
воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного
языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка;
•
воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
•
овладение культурой межнационального общения;
•
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и
ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и
взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
•
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и
категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его
нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях
общения;
•
о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах,
прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском
речевом этикете;
•
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и
сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
В соответствии с учебным планом на изучение родного языка в 11 классе отводится
17 часа в год (0,5 часа в неделю).
•

Литература
Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с ФГОС СОО,
ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО.
Цели изучения предмета «Литература» в средней школе базируется:
в сформированности причастности к отечественным культурным традициям, в
основании исторической преемственности государств, и уважительном отношении к
другим культурам;
в развитии ценностно-смысловой сферы личности на основе высоких этических
идеалов;
в осознании ценностного отношения к чтению как отрывной части культуры и
взаимосвязи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовнонравственным развитием развивающейся личности.
Реализация этих целей связана с развитием читательских качеств и включает интерес
к чтению как средству приобщения к российскому литературному наследию и
сокровищам отечественной и зарубежной культуры, базируется на знании содержания,
осмыслении поставленных в документе проблем, решении коммуникативноэстетических возможностей языка художественных текстов и обеспечении
совершенствования устной и письменной речи, обучающихся на основе лучших образцов
литературной литературы. Достижение указанных целей возможно при комплексном
обеспечении образовательных и воспитательных задач, стоящих перед старшей школой
и установленных в ФГОС СОО.
Задачи, связанные с причинами чувства причастности к отечественным традициям и
осознанием исторической преемственности народов, включением в языковое
пространство русской культуры, воспитанием ценностных отношений к буквой как
учетной части культуры, сформулированными в приобщении старшеклассников к
лучшим образцам русской и зарубежной литературы второй половины ХIХ – начала ХХI
века, воспитании уважения к отечественной классической литературе как
социокультурному и эстетическому феномену, освоении литературы в ходе духовного
опыта, этико-нравственных, философско-мировоззренческих, социально-бытовых,
культурных традиций и ценностей.
Задачи, связанные с интересом к чтению как средствам познания отечественной и
чужой культуры, уважительным отношением к ним, приобщением к российскому
литературному наследию и через него – к сохранению ценностностей и сокровищ
отечественной и мировой культуры, ориентированным на воспитание и развитие
произведений в чтении художественных происходит, знание содержания и осмысление
основных проблем, возникших в русской, мировой классической и современной
литературе, в том числе литературных народов России, а также на этапах формирования
в свободном чтении и умении составлять программы собственной читательской

деятельности, участвовать во внеурочных мероприятиях, содействующих повышению
интереса к литературе. , чтению, образованию, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием читательских качеств и владением современными
читательскими практиками, культурой восприятия и понимания литературных текстов,
самостоятельного истолкования прочитанного, направлены на развитие умений анализ и
такие литературные произведения как художественного целого с учетом историколитературной обусловленности, культурного контекста и связей с современностью, с
использованием теоретико-литературных знаний и представлений об историколитературном процессе. Кроме того, эта задача связана с развитием представления о
специфике литературы как вида искусства. Задачи, связанные с осознанием
обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка и реализации их в
учебной деятельности и в дальнейшей жизни, направлены на расширение
представленных об изобразительно-выразительных возможностях русского языка в
литературных текстах, овладение различными методами информационной обработки
текстов с использованием литературных ресурсов, в том числе в сети Интернет.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
По изучению литературы в 10–11 классах среднего общего образования на базовом
уровне в учебном плане отводится 204 часа: в 10 классе - 102 часа (3 часа в неделю), в 11
классе - 102 часа (3 в неделю).
Родная (русская) литература
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии
с ФГОС СОО, ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
СОО.
Цель изучения предмета - воспитание уважительного и бережного отношения к
родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности
русского народа.
Задачи:
- формирование
способности понимать и эстетически воспринимать
произведения родной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным
ценностям и художественному многообразию родной литературы;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа,
осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за
сохранение культуры народа;
- формирование умения актуализировать в художественных текстах родной
литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический,
культурно-исторический контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа
художественного литературного произведения. Содержание программы включает в себя
произведения (или фрагменты из произведений) родной литературы, помогающие
школьнику осмыслить её непреходящую историко-культурную и нравственноценностную роль.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
В 11 классе на изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю. Общий объем
изучения литературы в основной школе по программам основного общего образования
рассчитан на 17 часов.

Математика
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с ФГОС СОО,
ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО.
Реализация программы по математике обеспечивает овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
личности обучающихся.
В программе по математике учтены идеи и положения Концепции развития
математического образования в Российской Федерации. В соответствии с названием
концепции, математическое образование должно, в частности, предоставлять каждому
обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний,
необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе. Именно на решение этой
задачи нацелена программа по математике базового уровня.
В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности
невозможно стать образованным современным человеком без базовой математической
подготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучения
смежных дисциплин, а в жизни после школы реальной необходимостью становится
непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной
подготовки, в том числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт
число специальностей, связанных с непосредственным применением математики: и в
сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных
сферах. Таким образом, круг обучающихся, для которых математика становится
значимым предметом, существенно расширяется
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом
являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и
количественные отношения от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте,
до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей.
Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства
и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной
социальной,
экономической,
политической
информации,
малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится
выполнять достаточно сложные расчёты и составлять несложные алгоритмы, находить
нужные формулы и применять их, владеть практическими приёмами геометрических
измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц,
диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностный
характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном
обществе всё более важным становится математический стиль мышления,
проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения
математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом
включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез,
классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты
математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм
логических построений, способствуют выработке умения формулировать,
обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление.

Математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмической компоненты
мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,
совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач –
основной учебной деятельности на уроках математики – развиваются творческая и
прикладная стороны мышления
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную,
рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие
языковые, символические, графические средства для выражения суждений и
наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является
общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и
методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об
особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей
культуры человека.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека,
пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию
геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Приоритетными целями обучения математике в 10–11 классах на базовом уровне
являются:
формирование центральных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих
преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи
математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры
человечества;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления,
интереса к изучению математики;
формирование функциональной математической грамотности: умения
распознавать математические аспекты в реальных жизненных ситуациях и при
изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей,
формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять
освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач,
интерпретировать и оценивать полученные результаты.
Основными линиями содержания математики в 10–11 классах являются: «Числа
и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и
неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия» («Геометрические
фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в соответствии с
собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном контакте и
взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая составляющая, традиционно
присущая математике и пронизывающая все математические курсы и содержательные
линии. Сформулированное в ФГОС СОО требование «владение методами
доказательств, алгоритмами решения задач, умение формулировать определения,
аксиомы и теоремы, применять их, проводить доказательные рассуждения в ходе
решения задач» относится ко всем учебным курсам, а формирование логических
умений распределяется по всем годам обучения на уровне среднего общего

образования.
В соответствии с ФГОС СОО математика является обязательным предметом на
данном уровне образования. Программой по математике предусматривается изучение
учебного предмета «Математика» в рамках трёх учебных курсов: «Алгебра и начала
математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Формирование
логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения на уровне
среднего общего образования, а элементы логики включаются в содержание всех
названных выше учебных курсов.
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС.
Общее число часов, рекомендованных для изучения математики – 340 часов: в 10
классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 11 классе – 170 часов (5 часов в неделю).
Математика
(углублённый уровень)
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с ФГОС СОО,
ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО.
Реализация программы по математике обеспечивает овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного
образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития
личности обучающихся.
В программе по математике учтены идеи и положения «Концепции развития
математического образования в Российской Федерации». В соответствии с названием
концепции математическое образование должно, в частности, решать задачу
обеспечения необходимого стране числа обучающихся, математическая подготовка
которых достаточна для продолжения образования по различным направлениям,
включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере
информационных технологий и других, а также обеспечения для каждого
обучающегося возможности достижения математической подготовки в соответствии с
необходимым ему уровнем. Именно на решение этих задач нацелена программа по
математике углублённого уровня.
В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности
невозможно стать образованным современным человеком без хорошей математической
подготовки. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число специальностей,
связанных с непосредственным применением математики: и в сфере экономики, и в
бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарных сферах. Таким образом,
круг обучающихся, для которых математика становится значимым предметом,
фундаментом образования, существенно расширяется. В него входят не только
обучающиеся, планирующие заниматься творческой и исследовательской работой в
области математики, информатики, физики, экономики и в других областях, но и те,
кому математика нужна для использования в профессиях, не связанных
непосредственно с ней.
Прикладная значимость математики обусловлена тем, что её предметом являются
фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и
количественные
отношения,
функциональные
зависимости
и
категории
неопределённости, от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до
достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без

конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и
использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной
социальной,
экономической,
политической
информации,
малоэффективна
повседневная практическая деятельность. Во многих сферах профессиональной
деятельности требуются умения выполнять расчёты, составлять алгоритмы, применять
формулы, проводить геометрические измерения и построения, читать, обрабатывать,
интерпретировать и представлять информацию в виде таблиц, диаграмм и графиков,
понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в современном
обществе всё более важным становится математический стиль мышления,
проявляющийся в определённых умственных навыках. В процессе изучения
математики в арсенал приёмов и методов мышления человека естественным образом
включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез,
классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты
математических умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм
логических построений, способствуют выработке умения формулировать,
обосновывать и доказывать суждения, тем самым формируют логический стиль
мышления. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмической
компоненты мышления и воспитании умений действовать по заданным алгоритмам,
совершенствовать известные и конструировать новые. В процессе решения задач –
основы для организации учебной деятельности на уроках математики – развиваются
творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную,
рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие
языковые, символические, графические средства для выражения суждений и
наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является
общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и
методе математики, его отличиях от методов естественных и гуманитарных наук, об
особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Таким образом, математическое образование вносит свой вклад в формирование общей
культуры человека.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека,
пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию
геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
Приоритетными целями обучения математике в 10–11 классах на углублённом
уровне продолжают оставаться:
формирование центральных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция, производная, интеграл),
обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования
обучающихся;
подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи
математики и окружающего мира, пониманию математики как части общей культуры
человечества;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления,
интереса к изучению математики;
формирование функциональной математической грамотности: умения

распознавать математические аспекты в реальных жизненных ситуациях и при
изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей,
формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять
освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач,
интерпретировать и оценивать полученные результаты.
Основными линиями содержания математики в 10–11 классах углублённого
уровня являются: «Числа и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения»,
«Уравнения и неравенства»), «Начала математического анализа», «Геометрия»
(«Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение геометрических величин»),
«Вероятность и статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в
соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от другой, а в тесном
контакте и взаимодействии. Кроме этого, их объединяет логическая составляющая,
традиционно присущая математике и пронизывающая все математические курсы и
содержательные линии. Сформулированное во ФГОС СОО требование «умение
оперировать понятиями: определение, аксиома, теорема, следствие, свойство, признак,
доказательство, равносильные формулировки, умение формулировать обратное и
противоположное утверждение, приводить примеры и контрпримеры, использовать
метод математической индукции, проводить доказательные рассуждения при решении
задач, оценивать логическую правильность рассуждений» относится ко всем учебным
курсам, а формирование логических умений распределяется по всем годам обучения на
уровне среднего общего образования.
В соответствии с ФГОС СОО математика является обязательным предметом на
данном уровне образования. Настоящей программой по математике предусматривается
изучение учебного предмета «Математика» в рамках трёх учебных курсов: «Алгебра и
начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения
на уровне среднего общего образования, а элементы логики включаются в содержание
всех названных выше учебных курсов.
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС.
Общее количество часов, направленных на изучение математики на углубленном
уровне – 544: в 10 классе – 272 часа (8 часов в неделю), в 11 классе – 272 часа (8 часов
в неделю).
Информатика
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с ФГОС СОО,
ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО.
Программа по информатике даёт представление о целях, общей стратегии
обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета
«Информатика» на углублённом уровне, устанавливает обязательное предметное
содержание, предусматривает его структурирование по разделам и темам курса,
определяет распределение его по классам (годам изучения), даёт примерное
распределение учебных часов по тематическим разделам курса и рекомендуемую
(примерную) последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей
обучающихся.
Программа по информатике определяет количественные и качественные

характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации
обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой
аттестации). Программа по информатике является основой для составления
авторских учебных программ и учебников, поурочного планирования курса
учителем.
Информатика в среднем общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный
характер
информатики
и
информационной
деятельности.
Курс информатики для уровня среднего общего образования является
завершающим этапом непрерывной подготовки обучающихся в области
информатики и информационно-коммуникационных технологий, опирается на
содержание курса информатики уровня основного общего образования и опыт
постоянного применения информационно-коммуникационных технологий, даёт
теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Результаты
углублённого
уровня
изучения
учебного
предмета
«Информатика» ориентированы на получение компетентностей для последующей
профессиональной деятельности как в рамках данной предметной области, так и в
смежных с ней областях. Они включают в себя:
овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится
данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и
взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению
явлений, характерных для изучаемой предметной области;
умение решать типовые практические и теоретические задачи, характерные
для использования методов и инструментария данной предметной области;
наличие представлений о данной предметной области как целостной теории
(совокупности теорий), основных связях со смежными областями знаний.
В рамках углублённого уровня изучения информатики обеспечивается
целенаправленная подготовка обучающихся к продолжению образования в
организациях
профессионального
образования
по
специальностям,
непосредственно связанным с цифровыми технологиями, таким как программная
инженерия, информационная безопасность, информационные системы и
технологии, мобильные системы и сети, большие данные и машинное обучение,
промышленный интернет вещей, искусственный интеллект, технологии
беспроводной
связи,
робототехника,
квантовые
технологии,
системы
распределённого реестра, технологии виртуальной и дополненной реальностей.
Основная цель изучения учебного предмета «Информатика» на углублённом
уровне среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития
информационных компетенций обучающегося, его готовности к жизни в условиях
развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на
рынке труда. В связи с этим изучение информатики в 10–11 классах должно
обеспечить:

сформированность мировоззрения, основанного на понимании роли
информатики, информационных и коммуникационных технологий в современном
обществе;
сформированность основ логического и алгоритмического мышления;
сформированность умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные
выводы, видеть их связь с критериями оценивания и связь критериев с определённой
системой ценностей, проверять на достоверность и обобщать информацию;
сформированность представлений о влиянии информационных технологий на
жизнь человека в обществе, понимание социального, экономического,
политического, культурного, юридического, природного, эргономического,
медицинского и физиологического контекстов информационных технологий;
принятие правовых и этических аспектов информационных технологий,
осознание ответственности людей, вовлечённых в создание и использование
информационных систем, распространение информации;
создание условий для развития навыков учебной, проектной, научноисследовательской и творческой деятельности, мотивации обучающихся к
саморазвитию.
В содержании учебного предмета «Информатика» выделяются четыре
тематических раздела.
Раздел «Цифровая грамотность» посвящён вопросам устройства компьютеров
и других элементов цифрового окружения, включая компьютерные сети,
использованию средств операционной системы, работе в сети Интернет и
использованию интернет-сервисов, информационной безопасности.
Раздел «Теоретические основы информатики» включает в себя понятийный
аппарат информатики, вопросы кодирования информации, измерения
информационного объёма данных, основы алгебры логики и компьютерного
моделирования.
Раздел «Алгоритмы и программирование» направлен на развитие
алгоритмического мышления, разработку алгоритмов и оценку их сложности,
формирование навыков реализации программ на языках программирования
высокого уровня.
Раздел «Информационные технологии» посвящён вопросам применения
информационных технологий, реализованных в прикладных программных
продуктах и интернет-сервисах, в том числе в задачах анализа данных,
использованию баз данных и электронных таблиц для решения прикладных задач.
В приведённом далее содержании учебного предмета «Информатика»
курсивом выделены дополнительные темы, которые не входят в обязательную
программу обучения, но могут быть предложены для изучения отдельным
мотивированным и способным обучающимся.
Углублённый уровень изучения информатики рекомендуется для
технологического профиля, ориентированного на инженерную и информационную
сферы деятельности. Углублённый уровень изучения информатики обеспечивает:
подготовку обучающихся, ориентированных на специальности в области
информационных технологий и инженерные специальности, участие в проектной и
исследовательской деятельности, связанной с современными направлениями
отрасли информационно-коммуникационных технологий, подготовку к участию в
олимпиадах и сдаче Единого государственного экзамена по информатике.

Последовательность изучения тем в пределах одного года обучения может
быть изменена по усмотрению учителя при подготовке рабочей программы и
поурочного планирования.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
Общее число часов, рекомендованных для изучения информатики – 272 часа:
в 10 классе – 136 часов (4 часа в неделю), в 11 классе – 136 часов (4 часа в неделю).
Физика (базовый уровень)
Рабочая программа по физике (базовый уровень) разработана в соответствии с
ФГОС СОО, ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
СОО.
Содержание программы по физике направлено на формирование естественнонаучной картины мира обучающихся 10–11 классов при обучении их физике на базовом
уровне на основе системно-деятельностного подхода. Программа по физике
соответствует требованиям ФГОС СОО к планируемым личностным, предметным и
метапредметным результатам обучения, а также учитывает необходимость реализации
межпредметных связей физики с естественно-научными учебными предметами. В ней
определяются основные цели изучения физики на уровне среднего общего образования,
планируемые результаты освоения курса физики: личностные, метапредметные,
предметные (на базовом уровне).
Программа по физике включает:
1.
планируемые результаты освоения курса физики на базовом уровне, в
том числе предметные результаты по годам обучения;
2.
содержание учебного предмета «Физика» по годам обучения.
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве
учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об
окружающем мире. Школьный курс физики – системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и
явлений, изучаемых химией, биологией, физической географией и астрономией.
Использование и активное применение физических знаний определяет характер и
развитие разнообразных технологий в сфере энергетики, транспорта, освоения космоса,
получения новых материалов с заданными свойствами и других. Изучение физики вносит
основной вклад в формирование естественно-научной картины мира обучающихся, в
формирование умений применять научный метод познания при выполнении ими
учебных исследований.
В основу курса физики для уровня среднего общего образования положен ряд идей,
которые можно рассматривать как принципы его построения.
Идея целостности. В соответствии с ней курс является логически завершённым,
он содержит материал из всех разделов физики, включает как вопросы классической, так
и современной физики.
Идея генерализации. В соответствии с ней материал курса физики объединён
вокруг физических теорий. Ведущим в курсе является формирование представлений о

структурных уровнях материи, веществе и поле.
Идея гуманитаризации. Её реализация предполагает использование гуманитарного
потенциала физической науки, осмысление связи развития физики с развитием общества,
а также с мировоззренческими, нравственными и экологическими проблемами.
Идея прикладной направленности. Курс физики предполагает знакомство с
широким кругом технических и технологических приложений изученных теорий и
законов.
Идея экологизации реализуется посредством введения элементов содержания,
посвящённых экологическим проблемам современности, которые связаны с развитием
техники и технологий, а также обсуждения проблем рационального природопользования
и экологической безопасности.
Стержневыми элементами курса физики на уровне среднего общего образования
являются физические теории (формирование представлений о структуре построения
физической теории, роли фундаментальных законов и принципов в современных
представлениях о природе, границах применимости теорий, для описания естественнонаучных явлений и процессов).
Системно-деятельностный подход в курсе физики реализуется прежде всего за счёт
организации экспериментальной деятельности обучающихся. Для базового уровня курса
физики – это использование системы фронтальных кратковременных экспериментов и
лабораторных работ, которые в программе по физике объединены в общий список
ученических практических работ. Выделение в указанном перечне лабораторных работ,
проводимых для контроля и оценки, осуществляется участниками образовательного
процесса исходя из особенностей планирования и оснащения кабинета физики. При этом
обеспечивается овладение обучающимися умениями проводить косвенные измерения,
исследования зависимостей физических величин и постановку опытов по проверке
предложенных гипотез.
Большое внимание уделяется решению расчётных и качественных задач. При этом
для расчётных задач приоритетом являются задачи с явно заданной физической моделью,
позволяющие применять изученные законы и закономерности как из одного раздела
курса, так и интегрируя знания из разных разделов. Для качественных задач приоритетом
являются задания на объяснение протекания физических явлений и процессов в
окружающей жизни, требующие выбора физической модели для ситуации практикоориентированного характера.
В соответствии с требованиями ФГОС СОО к материально-техническому
обеспечению учебного процесса базовый уровень курса физики на уровне среднего
общего образования должен изучаться в условиях предметного кабинета физики или в
условиях интегрированного кабинета предметов естественно-научного цикла. В
кабинете физики должно быть необходимое лабораторное оборудование для выполнения
указанных в программе по физике ученических практических работ и демонстрационное
оборудование.
Демонстрационное оборудование формируется в соответствии с принципом
минимальной достаточности и обеспечивает постановку перечисленных в программе по
физике ключевых демонстраций для исследования изучаемых явлений и процессов,
эмпирических и фундаментальных законов, их технических применений.
Лабораторное оборудование для ученических практических работ формируется в
виде тематических комплектов и обеспечивается в расчёте одного комплекта на двух
обучающихся. Тематические комплекты лабораторного оборудования должны быть

построены на комплексном использовании аналоговых и цифровых приборов, а также
компьютерных измерительных систем в виде цифровых лабораторий.
Основными целями изучения физики в общем образовании являются:
- формирование интереса и стремления обучающихся к научному изучению природы,
развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
- развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
- формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;
- формирование умений объяснять явления с использованием физических знаний и
научных доказательств;
- формирование представлений о роли физики для развития других естественных наук,
техники и технологий.
Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач в процессе
изучения курса физики на уровне среднего общего образования:
приобретение системы знаний об общих физических закономерностях, законах,
теориях, включая механику, молекулярную физику, электродинамику, квантовую
физику и элементы астрофизики;
формирование умений применять теоретические знания для объяснения
физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной
жизни;
освоение способов решения различных задач с явно заданной физической
моделью, задач, подразумевающих самостоятельное создание физической модели,
адекватной условиям задачи;
понимание физических основ и принципов действия технических устройств и
технологических процессов, их влияния на окружающую среду;
овладение методами самостоятельного планирования и проведения физических
экспериментов, анализа и интерпретации информации, определения достоверности
полученного результата;
создание условий для развития умений проектно-исследовательской, творческой
деятельности.
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС.
На изучение физики (базовый уровень) на уровне среднего общего образования
отводится 136 часов: в 10 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 11 классе – 68 часов (2
часа в неделю).
Химия
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС СОО, ФОП
СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения обучающегося,
его представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формируемые
химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе,
о путях решения глобальных проблем устойчивого развития человечества - сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
Изучение химии:

- способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования
культуры личности, ее общей и функциональной грамотности;
- вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей
обучающихся, навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных
и исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в
профессиональной деятельности;
- знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного
взгляда на единство природы и человека, является ответственным этапом в
формировании естественно-научной грамотности обучающихся;
- способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным
знаниям, к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование
обучающихся.
Данные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания
учебного предмета, который является педагогически адаптированным отражением
базовой науки химии на определенном этапе ее развития.
Курс химии на уровне среднего общего образования ориентирован на освоение
обучающимися системы первоначальных понятий химии, основ неорганической химии
и некоторых отдельных значимых понятий органической химии.
Структура содержания программы по химии сформирована на основе системного
подхода к ее изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом
элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы
структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе
теоретических представлений разного уровня:
- атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания;
- Периодического закона Д.И. Менделеева как основного закона химии;
- учения о строении атома и химической связи;
- представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах.
Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и
осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому,
выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей
практического применения и получения изучаемых веществ.
При изучении химии происходит формирование знаний основ химической науки
как области современного естествознания, практической деятельности человека и как
одного из компонентов мировой культуры. Задача учебного предмета состоит в
формировании системы химических знаний - важнейших фактов, понятий, законов и
теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка
науки, в приобщении к научным методам познания при изучении веществ и химических
реакций, в формировании и развитии познавательных умений и их применении в учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности, освоении правил безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
При изучении химии на уровне среднего общего образования важное значение
приобрели такие цели, как:
- формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию,
сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к
быстро меняющимся условиям жизни;
- направленность обучения на систематическое приобщение обучающихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания,
формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;

- обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
- формирование общей функциональной и естественнонаучной грамотности, в том
числе умений объяснять и оценивать явления окружающего мира, используя знания и
опыт, полученные при изучении химии, применять их при решении проблем в
повседневной жизни и трудовой деятельности;
- формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания
ценности химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в
быту и трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей
природной среды;
- развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и
самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к
осознанному выбору профиля и направленности дальнейшего обучения.
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС.
Общее число часов, рекомендованных для изучения химии, - 70 часов: в 10 классе
- 35 часов (1 час в неделю), в 11 классе - 35 часов (1 час в неделю).
Биология
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с ФГОС
СОО, ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
СОО.
Биология на уровне среднего общего образования занимает важное место. Он
обеспечивает формирование у обучающихся представлений о научной картине мира,
расширяет и обобщает знания о живой природе, её отличительных признаках – уровневой
организации и эволюции, создаёт условия для: познания законов живой природы,
формирования функциональной грамотности, навыков здорового и безопасного образа
жизни, экологического мышления, ценностного отношения к живой природе и человеку.
Большое значение биология имеет также для решения воспитательных и
развивающих задач среднего общего образования, социализации обучающихся.
Изучение биологии обеспечивает условия для формирования интеллектуальных,
коммуникационных и информационных навыков, эстетической культуры, способствует
интеграции биологических знаний с представлениями из других учебных предметов, в
частности, физики, химии и географии. Названные положения о предназначении
учебного предмета «Биология» составили основу для определения подходов к отбору и
структурированию его содержания, представленного в программе по биологии.
Отбор содержания учебного предмета «Биология» на базовом уровне осуществлён
с позиций культуросообразного подхода, в соответствии с которым обучающиеся
должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры,
определяющие адекватное поведение человека в окружающей природной среде,
востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Особое место в
этой системе знаний занимают элементы содержания, которые служат основой для
формирования представлений о современной естественно-научной картине мира и
ценностных ориентациях личности, способствующих гуманизации биологического
образования.
Структурирование содержания учебного материала в программе по биологии

осуществлено с учётом приоритетного значения знаний об отличительных особенностях
живой природы, о её уровневой организации и эволюции. В соответствии с этим в
структуре учебного предмета «Биология» выделены следующие содержательные линии:
«Биология как наука. Методы научного познания», «Клетка как биологическая система»,
«Организм как биологическая система», «Система и многообразие органического мира»,
«Эволюция живой природы», «Экосистемы и присущие им закономерности».
Цель изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне – овладение
обучающимися знаниями о структурно-функциональной организации живых систем
разного ранга и приобретение умений использовать эти знания для грамотных действий
в отношении объектов живой природы и решения различных жизненных проблем.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология» на базовом уровне
обеспечивается решением следующих задач:
- освоение обучающимися системы знаний о биологических теориях, учениях,
законах, закономерностях, гипотезах, правилах, служащих основой для формирования
представлений о естественно-научной картине мира, о методах научного познания,
строении, многообразии и особенностях живых систем разного уровня организации,
выдающихся открытиях и современных исследованиях в биологии;
- формирование у обучающихся познавательных, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе анализа данных о путях развития в биологии научных взглядов,
идей и подходов к изучению живых систем разного уровня организации; становление у
обучающихся общей культуры, функциональной грамотности, развитие умений
объяснять и оценивать явления окружающего мира живой природы на основании знаний
и опыта, полученных при изучении биологии;
- формирование у обучающихся умений иллюстрировать значение биологических
знаний в практической деятельности человека, развитии современных медицинских
технологий и агробиотехнологий;
- воспитание убеждённости в возможности познания человеком живой природы,
необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при
проведении биологических исследований; осознание ценности биологических знаний
для повышения уровня экологической культуры, для формирования научного
мировоззрения;
- применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному
здоровью, обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний.
В системе среднего общего образования «Биология», изучаемая на базовом уровне,
является обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области
«Естественно-научные предметы».
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии – 68 часов: в 10
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе – 34 часа (1 час в неделю).
История
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с ФГОС СОО, ФОП
СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом

самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня
семьи до уровня своей страны и мира в целом. История дает возможность познания и
понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей
страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания
и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого её народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества. Периодичность форм
контроля отражена в ФОС.
На изучение истории на ступени среднего общего образования (базовый уровень)
отводится 136 часов: 10 класс – 68 часов (2 часа в неделю); 11 класс – 68 часов (2 часа в
неделю).
Обществознание
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с ФГОС
СОО, ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
СОО, а также в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о
российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина,
способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной
информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социальноэкономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование
метапредметных
умений
извлекать
необходимые
сведения,
осмысливать,
преобразовывать и применять их.
Изучение учебного предмета «Обществознание» содействует вхождению
обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и
утверждению собственного «Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих
возможностей и осознанию своего места в обществе.
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов.
Учебным планом на изучение обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю
при 34 учебных неделях.
Обществознание (углубленный уровень)
Рабочая программа по обществознанию (углубленный уровень) разработана в
соответствии с ФГОС СОО, ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания,
с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения

ООП СОО, а также в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета
«Обществознание» и подлежит непосредственному применению при реализации
обязательной части образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа по обществознанию углублённого уровня реализует принцип
преемственности рабочих образовательных программ основного общего и среднего
общего образования и ориентирована на расширение и углубление содержания,
представленного в рабочей программе по обществознанию базового уровня.
Содержание предмета дополнено рядом вопросов, связанных с логикой и
методологией познания социума различными социальными науками. Усилено внимание
к характеристике основных социальных институтов. В основу отбора и построения
учебного содержания положен принцип много дисциплинарности обществоведческого
знания. Разделы курса отражают основы различных социальных наук. Углубление
теоретических представлений сопровождается созданием условий для развития
способности самостоятельного получения знаний на основе освоения различных видов
(способов) познания, их применения при работе как с адаптированными, так и
неадаптированными источниками информации в условиях возрастания роли массовых
коммуникаций. Изучение обществознания на углублённом уровне предполагает
получение обучающимися широкого (развёрнутого) опыта учебно-исследовательской
деятельности, характерной для высшего образования. В соответствии с учебным планом
социально-экономического профиля обществознание на углублённом уровне изучается
в 10 и 11 классах.
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС.
Общее количество времени на два года обучения составляет 272 часа (136 часов в
год). Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 10 класс – 136 часов
(4 часа в неделю); 11 класс – 136 часов (4 часа в неделю).
География
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с ФГОС СОО, ФОП
СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения ООП СОО.
География – это один из немногих учебных предметов, способных успешно
выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и
общественных наук.
В основу содержания учебного предмета положено изучение единого и
одновременно многополярного мира, глобализации мирового развития, фокусирования
на формировании у обучающихся целостного представления о роли России в
современном мире. Факторами, определяющими содержательную часть, явились
интегративность, междисциплинарность, практико-ориентированность, экологизация и
гуманизация географии, что позволило более чётко представить географические реалии
происходящих в современном мире геополитических, межнациональных и
межгосударственных, социокультурных, социально-экономических, геоэкологических
событий и процессов.
Цели изучения географии на базовом уровне в средней школе направлены на:
1) воспитание чувства патриотизма, взаимопонимания с другими народами,
уважения культуры разных стран и регионов мира, ценностных ориентаций личности
посредством ознакомления с важнейшими проблемами современности, c ролью России
как составной части мирового сообщества;

2) воспитание экологической культуры на основе приобретения знаний о
взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном, региональном и локальном
уровнях и формирование ценностного отношения к проблемам взаимодействия человека
и общества;
3) формирование системы географических знаний как компонента научной
картины мира, завершение формирования основ географической культуры;
4) развитие познавательных интересов, навыков самопознания, интеллектуальных
и творческих способностей в процессе овладения комплексом географических знаний и
умений, направленных на использование их в реальной действительности;
5) приобретение опыта разнообразной деятельности, направленной на достижение
целей устойчивого развития.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11 классах
отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
Физическая культура
Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с
ФГОС СОО, ФОП СОО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
СОО.
Общей целью общего образования по физической культуре является
формирование разносторонней, физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха. В программе по физической культуре для 10-11 классов данная цель
конкретизируется и связывается с формированием потребности учащихся в здоровом
образе жизни, дальнейшем накоплении практического опыта по использованию
современных систем физической культуры в соответствии с личными интересами и
индивидуальными показателями здоровья, особенностями предстоящей учебной и
трудовой деятельности. Данная цель реализуется в программе по физической культуре
по трём основным направлениям.
Развивающая направленность определяется вектором развития физических качеств
и функциональных возможностей организма занимающихся, повышением его
надёжности, защитных и адаптивных свойств. Предполагаемым результатом данной
направленности становится достижение обучающимися оптимального уровня
физической подготовленности и работоспособности, готовности к выполнению
нормативных требований комплекса «Готов к труду и обороне».
Обучающая направленность представляется закреплением основ организации и
планирования самостоятельных занятий оздоровительной, спортивно - достиженческой
и прикладно - ориентированной физической культурой, обогащением двигательного
опыта за счёт индивидуализации содержания физических упражнений разной
функциональной направленности, совершенствования технико-тактических действий в
игровых видах спорта. Результатом этого направления предстают умения в
планировании содержания активного отдыха и досуга в структурной организации
здорового образа жизни, навыки в проведении самостоятельных занятий кондиционной
тренировкой, умения контролировать состояние здоровья, физическое развитие и
физическую подготовленность.

Воспитывающая направленность программы заключается в содействии активной
социализации обучающихся на основе формирования научных представлений о
социальной сущности физической культуры, её месте и роли в жизнедеятельности
современного человека, воспитании социально значимых и личностных качеств. В числе
предполагаемых практических результатов данной направленности можно выделить
приобщение учащихся к культурным ценностям физической культуры, приобретение
способов общения и коллективного взаимодействия во время совместной учебной,
игровой
и
соревновательной
деятельности,
стремление
к
физическому
совершенствованию и укреплению здоровья.
Центральной идеей конструирования программы по физической культуре и её
планируемых результатов на уровне среднего общего образования является воспитание
целостной личности учащихся, обеспечение единства в развитии их физической,
психической и социальной природы. Реализация этой идеи становится возможной на
основе системно-структурной организации учебного содержания, которое
представляется двигательной деятельностью с её базовыми компонентами:
информационным (знания о физической культуре), операциональным (способы
самостоятельной деятельности) и мотивационно- процессуальным (физическое
совершенствование).
В целях усиления мотивационной составляющей учебного предмета, придания ей
личностно значимого смысла содержание программы по физической культуре
представляется системой модулей, которые структурными компонентами входят в
раздел «Физическое совершенствование».
Инвариантные модули включают в себя содержание базовых видов спорта:
гимнастики, лёгкой атлетики, зимних видов спорта (на примере лыжной подготовки с
учётом климатических условий, при этом лыжная подготовка может быть заменена либо
другим зимним видом спорта, либо видом спорта из федеральной рабочей программы по
физической культуре), спортивных игр и атлетических единоборств. Данные модули в
своём предметном содержании ориентируются на всестороннюю физическую
подготовленность учащихся, освоение ими технических действий и физических
упражнений, содействующих обогащению двигательного опыта.
Вариативные модули объединены в программе по физической культуре модулем
«Спортивная и физическая подготовка», содержание которого разрабатывается
образовательной организацией на основе федеральной рабочей программы по
физической культуре для общеобразовательных организаций. Основной содержательной
направленностью вариативных модулей является подготовка учащихся к выполнению
нормативных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов
к труду и обороне», активное вовлечение их в соревновательную деятельность.
Периодичность и форма контроля отражена в ФОС.
Общий объём часов, отведённых на изучение учебной дисциплины «Физическая
культура» составляет 136 часов: 10 класс - 68 часов (2 часа в неделю); 11 класс - 68 часов
(2 часа в неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».