ООО (основное общее образование)

Аннотация к рабочим программам
Уровень основного общего образования
(5-9 классы)
Русский язык
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с ФГОС
ООО, ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
ООО.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
осознание и внимание общероссийской гражданственности, патриотизма,
культуры к английскому языку как государственному языку Российской Федерации и
языку межнационального общения; понимание сознательного отношения к языку как к
общероссийским ценностям, формам выражения и сохранения духовного богатства
русского и других народов России, как к способам общения и получению знаний в разных
проявлениях лёгкой деятельности; содействие развитию общероссийской и русской
культуры, культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
владение русским языком как достижение личностного развития, переход к
социальному формированию, преобразование мира;
установление владения английским языком, его устройством и правилами,
стилистическими ресурсами русского языка; практическое владение нормами русского
литературного языка и речевого этикета; увеличение активности и обеспечение
словарного запаса и использование в собственной речевой практике надёжных
грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной
грамотности; воспитание стремлений к речевому самосовершенствованию;
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечение
эффективного взаимодействия с представителями человечества и людей в привычном
формальном и неформальном межличностном и межкультурном общении; владение
русским языком как способ получения различной информации, в том числе знаний по
разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, определения определённых закономерностей и правил, конкретизации в
процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности в части формирования умений изучать
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию,
интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форм (сплошной,
несплошной текст, инфографика и другие); осваивать стратегии и тактику
информационно-смысловой переработки текста, способы понимания текста, его
назначение, общий смысл, коммуникативного замысла автора; логической структуры,
ролика языковых средств.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Русский язык» входит в
предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для
изучения. Общее число часов, отведенных на изучение русского языка, составляет 714
часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю),
в 7 классе – 136 часов (4 часа в неделю). неделя), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю),

в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Литература
Рабочая программа по литературе разработана в соответствии с ФГОС ООО,
ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО.
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе реализуются в рамках
обучения учащихся качественному чтению, культуре читательского восприятия,
пониманию литературных текстов и созданию естественных устных и письменных
высказываний; в развитии при чувстве частности к отечественной культуре и подавлении
к другим культурам, аксиологическая сфера личности на основе высоких духовнонравственных
идеалов,
воплощённых
в
отечественной
и
зарубежной
литературе. Достижение указанных целей возможно при выполнении учебных задач,
которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого пути познания жизни, осознанием культуры
коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения
выдающихся проявлений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой
культуры, основания в общении школьников к наследию отечественной и зарубежной
классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитания
уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной
культуры, содействию воспитанию патриотизма, формированию национальнокультурной идентичности и способностей к диалогу культуры; освоение духовного
опыта, национальные
и
общечеловеческие
культурные
традиции
и
ценности; формирование гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием инновационности и изучением литературы для
дальнейшего развития обучающихся, с привлечением их создания в систематическом
чтении как средства познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией чтения
отношений человека и общества, ориентированные на мотивацию воспитания и развития
к чтению художественных образований, как изучаемые на уроках, так и прочитанные
самостоятельно, что обеспечивает накопление позитивного опыта освоения
литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях,
посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего
эстетическим мышлением, с умственными способностями воспринимать, анализировать,
оценивать и интерпретировать прочитанное, направленное на методы в школьной
системе знаний о литературных знаниях, как искусственные слова, в том числе основные
теоретические и историко-литературные знания, используемые для понимания, анализа
и значимости художественных образований, навыков воспринимать их в историкокультурном контексте, сопоставлять произведения с произведениями других видов
искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического
вкуса. Эти задачи направлены на развитие навыков выявления проблем и их
художественных особенностей, комментировать авторскую позицию и выражать
собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных
воплощений в единстве форм и содержаний, реализуя возможность их неоднозначного
толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставляет и сравнивает
художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так

и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике
литературы в ряде других искусств и об историко-литературном процессе; навыки
поиска информации с использованием различных источников, владение навыками их
критической оценки. так и с произведениями других искусств; формировать
представления о специфике литературы в ряде других искусств и об историколитературном процессе; навыки поиска информации с использованием различных
источников, владение навыками их критической оценки. так и с произведениями других
искусств; формировать представления о специфике литературы в ряде других искусств и
об историко-литературном процессе; навыки поиска информации с использованием
различных источников, владение навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием, у учащихся возникают коммуникативноэстетические возможности языка на основе изучения выдающихся проявлений народной
культуры, культуры своей, мировой культуры, направленные на совершенствование речи
школьников на уровне высоких образцов художественной литературы и умений,
создающих разные виды устных и письменных высказываний, выступающих за их, а
также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными
источниками пересказов, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимать
чужую точку зрения и аргументированно увеличивать свою речь.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
В 5, 6, 9 классах на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, в 7 и 8 классах –
2 часа в неделю. Общий объем изучения литературы в основной школе по программам
основного общего образования рассчитан на 442 часа.
Родная (русская) литература
Рабочая программа по родной (русской) литературе разработана в соответствии
с ФГОС ООО, ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
ООО.
В основу курса родной русской литературы заложена мысль о том, что русская
литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной
культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи
подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым
преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национальнокультурной традиции в сознании школьников.
Содержание курса «Родная литература (русская)» направлено на удовлетворение
потребности школьников в изучении русской литературы как особого, эстетического,
средства познания русской национальной культуры и самореализации в ней. Учебный
предмет «Родная (русская) литература» не ущемляет права тех школьников, которые
изучают иные родные языки и родные литературы, поэтому учебное время, отведённое
на изучение данного предмета, не может рассматриваться как время для углублённого
изучения основного курса литературы, входящего в предметную область «Русский язык
и литература».
Изучение предмета «Родная литература (русская)» должно обеспечить достижение
следующих целей:
воспитание и развитие личности, способной понимать и эстетически
воспринимать произведения родной русской литературы,
формирование познавательного интереса к родной русской литературе,

включение обучающегося в культурно-языковое поле своего народа и
приобщение к его культурному наследию;
осознание
исторической
преемственности
поколений,
формирование
причастности к свершениям и традициям своего народа и ответственности за
сохранение русской культуры;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей.
Для достижения поставленных целей изучения родной русской литературы
необходимо решение следующих задач:
•
приобщение к литературному наследию русского народа в контексте единого
исторического и культурного пространства России, диалога культур всех народов
Российской Федерации;
•
осознание роли родной русской литературы в передаче от поколения к
поколению историко-культурных, нравственных, эстетических ценностей;
•
выявление взаимосвязи родной русской литературы с отечественной
историей, формирование представлений о многообразии национально-специфичных
форм художественного отражения материальной и духовной культуры русского народа
в русской литературе;
•
получение знаний о
родной русской литературе как о развивающемся
явлении в контексте её взаимодействия с литературой других народов Российской
Федерации, их взаимовлияния;
•
выявление культурных и нравственных смыслов, заложенных в родной
русской литературе; создание устных и письменных высказываний, содержащих
суждения и оценки по поводу прочитанного;
•
формирование опыта общения с произведениями родной русской литературы
в повседневной жизни и учебной деятельности;
•
накопление опыта планирования собственного досугового чтения,
определения
и
обоснования
собственных читательских предпочтений
произведений родной русской литературы;
•
формирование потребности
в
систематическом
чтении
произведений родной русской литературы как средстве познания мира и себя в этом
мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
•
развитие умений
работы
с
источниками
информации,
осуществление поиска, анализа, обработки и презентации информации из
различных источников, включая Интернет, и др.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
В 9 классе на изучение предмета отводится 0,5 часа в неделю. Общий объем
изучения литературы в основной школе по программам основного общего образования
рассчитан на 17 часов.
Иностранный язык
Рабочая программа по иностранному (английскому) языку разработана в
соответствии с ФГОС ООО, ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания,
с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения
ООП ООО.
Изучение иностранного (английского) языка направлено на формирование
коммуникативной культуры обучающихся, осознание роли иностранного языка как

инструмента межличностного и межкультурного взаимодействия, способствует общему
речевому развитию обучающихся, воспитанию гражданской идентичности, расширению
кругозора, воспитанию чувств и эмоций.
Построение программы по иностранному (английскому) языку имеет нелинейный
характер и основано на концентрическом принципе. В каждом классе даются новые
элементы содержания и определяются новые требования. В процессе обучения
освоенные на определённом этапе грамматические формы и конструкции повторяются и
закрепляются на новом лексическом материале и расширяющемся тематическом
содержании речи.
Возрастание значимости владения иностранными языками приводит к
переосмыслению целей и содержания обучения иностранному (английскому) языку.
Цели иноязычного образования формулируются на ценностном, когнитивном и
прагматическом уровнях и воплощаются в личностных, метапредметных и предметных
результатах
обучения. Иностранные
языки являются средством
общения
и
самореализации и социальной адаптации, развития умений поиска, обработки и
использования информации в познавательных целях, одним из средств воспитания
гражданина, патриота, развития национального самосознания.
Целью иноязычного образования является формирование коммуникативной
компетенции обучающихся в единстве таких её составляющих, как:
речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырёх основных
видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами
(фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c
отобранными темами общения; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка,
разных способах выражения мысли в родном и иностранном языках;
социокультурная (межкультурная) компетенция – приобщение к культуре,
традициям стран (страны) изучаемого языка в рамках тем и ситуаций общения,
отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям обучающихся 5–9
классов на разных этапах (5–7 и 8–9 классы), формирование умения представлять свою
страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения;
компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях
дефицита языковых средств при получении и передаче информации.
Наряду
с
иноязычной
коммуникативной
компетенцией
средствами
иностранного (английского) языка
формируются
компетенции: образовательная,
ценностно-ориентационная, общекультурная, учебно-познавательная, информационная,
социально-трудовая и компетенция личностного самосовершенствования.
Основными подходами к обучению иностранному (английскому) языку признаются
компетентностный, системно-деятельностный, межкультурный и коммуникативнокогнитивный, что предполагает возможность реализовать поставленные цели, добиться
достижения планируемых результатов в рамках содержания, отобранного для основного
общего
образования,
использования
новых
педагогических
технологий
(дифференциация, индивидуализация, проектная деятельность и другие) и
использования современных средств обучения. Периодичность и форм контроля
отражена в ФОС.
Общее число часов, рекомендованных для изучения иностранного (английского)
языка – 510 часов: в 5 классе – 102 час (3 часа в неделю), в 6 классе – 102 часа (3 часа в
неделю), в 7 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 8 классе –102 часа (3 часа в неделю),

в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Математика
Рабочая программа по математике разработана в соответствии с ФГОС ООО,
ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО.
Предметом математики являются фундаментальные структуры нашего мира –
пространственные формы и количественные отношения (от простейших, усваиваемых
в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития
научных и прикладных идей). Математические знания обеспечивают понимание
принципов устройства и использования современной техники, восприятие и
интерпретацию социальной, экономической, политической информации, дают
возможность выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и применять
формулы, владеть практическими приёмами геометрических измерений и построений,
читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, жить в
условиях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий.
Изучение математики формирует у обучающихся математический стиль
мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках. Обучающиеся
осваивают такие приёмы и методы мышления, как индукция и дедукция, обобщение и
конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и
аналогия. Объекты математических умозаключений, правила их конструирования
раскрывают механизм логических построений, способствуют выработке умения
формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают
логическое мышление. Изучение математики обеспечивает формирование
алгоритмической компоненты мышления и воспитание умений действовать по
заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. В
процессе решения задач – основой учебной деятельности на уроках математики –
развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся точную,
рациональную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие
языковые, символические, графические средства для выражения суждений и
наглядного их представления.
При изучении математики осуществляется общее знакомство с методами
познания действительности, представлениями о предмете и методах математики, их
отличии от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностях
применения математики для решения научных и прикладных задач. Федеральная
рабочая программа.
Приоритетными целями обучения математике в 5–9 классах являются:
формирование центральных математических понятий (число, величина,
геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих
преемственность и перспективность математического образования обучающихся;
подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи
математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры
человечества;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,
познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления,

интереса к изучению математики;
формирование функциональной математической грамотности: умения
распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в
реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов,
проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики
и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для
решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные
результаты.
Основные линии содержания программы по математике в 5–9 классах: «Числа и
вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и неравенства»),
«Функции», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их свойства», «Измерение
геометрических величин»), «Вероятность и статистика». Данные линии развиваются
параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна
от другой, а в тесном контакте и взаимодействии.
Содержание программы по математике, распределённое по годам обучения,
структурировано таким образом, чтобы ко всем основным, принципиальным вопросам
обучающиеся обращались неоднократно, чтобы овладение математическими
понятиями и навыками осуществлялось последовательно и поступательно, с
соблюдением принципа преемственности, а новые знания включались в общую систему
математических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её, образуя
прочные множественные связи.
В соответствии с ФГОС ООО математика является обязательным учебным
предметом на уровне основного общего образования. В 5–9 классах математика
традиционно изучается в рамках следующих учебных курсов: в 5–6 классах – курса
«Математика», в 7–9 классах – курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и
теории вероятностей) и «Геометрия». Программой по математике вводится
самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика».
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС.
Общее число часов, рекомендованных для изучения математики (базовый
уровень) на уровне основного общего образования, – 952 часа: в 5 классе – 170 часов (5
часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 7 классе – 204 часа (6 часов
в неделю), в 8 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 9 классе – 204 часа (6 часов в
неделю).
История
Рабочая программа по истории разработана в соответствии с ФГОС ООО, ФОП
ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО.
История представляет собирательную картину жизни людей во времени, их
социального, созидательного, нравственного опыта. Она служит важным ресурсом
самоидентификации личности в окружающем социуме, культурной среде от уровня
семьи до уровня своей страны и мира в целом. История даёт возможность познания и
понимания человека и общества в связи прошлого, настоящего и будущего.
Целью школьного исторического образования является формирование и развитие
личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих
ценностных ориентиров на основе осмысления и освоения исторического опыта своей

страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания
и предметные умения в учебной и социальной практике. Данная цель предполагает
формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории,
понимание места и роли современной России в мире, важности вклада каждого её народа,
его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной
позиции по отношению к прошлому и настоящему Отечества.
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС.
На изучение учебного предмета «История» на ступени основного общего
образования отводится 340 часов: в 5-9 классах по 2 часа в неделю при 34 учебных
неделях. В 9 классе предусмотрено изучение учебного модуля «Введение в Новейшую
историю России» в объёме 14 часов.

Введение в Новейшую историю России
Рабочая программа учебного предмета «Введение в Новейшую историю
России» разработана в соответствии с ФГОС ООО, ФОП ООО, Федеральной рабочей
программой воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых
требований к результатам освоения ООП ООО..
Содержание учебного модуля, его воспитательный потенциал призван реализовать
условия для формирования у подрастающего поколения граждан целостной картины
российской истории, осмысления роли современной России в мире, важности вклада
каждого народа в общую историю Отечества, позволит создать основу для овладения
знаниями об основных этапах и событиях новейшей истории России на ступени среднего
общего образования
Учебный модуль «Введение в Новейшую историю России» имеет также историкопросвещенческую направленность, формируя у молодёжи способность и готовность к
защите исторической правды и сохранению исторической памяти, противодействию
фальсификации исторических фактов.
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС.
На реализацию модуля «Введение в Новейшую историю России» в рамках курса
Истории России в 9 классе отводится 17 учебных часов.
Обществознание
Рабочая программа по обществознанию разработана в соответствии с ФГОС
ООО, ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
ООО.
Изучение учебного предмета «Обществознание», включающего знания о
российском обществе и направлениях его развития в современных условиях, об основах
конституционного строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина,
способствует воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к
служению Отечеству, приверженности национальным ценностям.
Привлечение при изучении обществознания различных источников социальной
информации помогает обучающимся освоить язык современной культурной, социальноэкономической и политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование

метапредметных
умений
извлекать
необходимые
сведения,
осмысливать,
преобразовывать и применять их. Изучение учебного предмета «Обществознание»
содействует вхождению обучающихся в мир культуры и общественных ценностей и в то
же время открытию и утверждению собственного «Я», формированию способности к
рефлексии, оценке своих возможностей и осознанию своего места в обществе.
Общее количество учебных часов на четыре года обучения составляет 136 часов.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС. Учебным планом на изучение
обществознания отводится в 6-9 классах по 1 часу в неделю при 34 учебных неделях.
География
Рабочая программа по географии разработана в соответствии с ФГОС ООО,
ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО.
Программа по географии отражает основные требования ФГОС ООО к
личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных
программ.
География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему
комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об
основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об
особенностях и о динамике основных природных, экологических и социальноэкономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества,
географических подходах к устойчивому развитию территорий.
Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации
краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий,
законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного
географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.
Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих
целей:
1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине,
взаимопонимания с другими народами на основе формирования целостного
географического образа России, ценностных ориентаций личности;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения
географических задач, проблем повседневной жизни с использованием географических
знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;
3) воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню
геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об
основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира,
своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального
использования природных ресурсов;
4) формирование способности поиска и применения различных источников
географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания,
характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и
процессов, жизненных ситуаций;
5) формирование комплекса практико-ориентированных географических знаний и
умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем
различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала,

осмысления сущности происходящих в жизни процессов и явлений в современном
поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
6) формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения
образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия
серьёзной базы географических знаний.
В системе общего образования «География» признана обязательным учебным
предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные
предметы».
Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой
на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
Учебным планом на изучение географии отводится 272 часа: по одному часу в
неделю в 5 и 6 классах и по 2 часа в 7, 8 и 9 классах.
Информатика
Рабочая программа по информатике разработана в соответствии с ФГОС ООО,
ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО.
Целями изучения информатики на уровне основного общего образования
являются:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и
общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о
важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества,
понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и
информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни
современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как
необходимого
условия
профессиональной
деятельности
в
современном
информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать
сложные задачи на более простые подзадачи, сравнивать новые задачи с задачами,
решёнными ранее, определять шаги для достижения результата и так далее;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков
работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых
средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом
правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению
образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с
применением средств информационных технологий.
Информатика в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности
протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных
системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные
технологии, управление и социальную сферу;

междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Изучение информатики оказывает существенное влияние на формирование
мировоззрения обучающегося, его жизненную позицию, закладывает основы понимания
принципов функционирования и использования информационных технологий как
необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее
значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные
знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики,
находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для
формирования качеств личности, то есть ориентированы на формирование
метапредметных и личностных результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у
обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового
окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода
цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в
практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий,
умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о
математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для
построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на
одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных
программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их
помощью практических задач, владение базовыми нормами информационной этики и
права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с
помощью информационных технологий, применять полученные результаты в
практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования
определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих
четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
На изучение информатики на базовом уровне отводится 102 часа: в 7 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Физика
Рабочая программа по физике разработана в соответствии с ФГОС ООО, ФОП
ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых по

классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО.
Физика является системообразующим для естественно­научных учебных
предметов, поскольку физические законы лежат в основе процессов и явлений,
изучаемых химией, биологией, астрономией и физической географией, вносит вклад в
естественно­научную картину мира, предоставляет наиболее ясные образцы применения
научного метода познания, то есть способа получения достоверных знаний о мире.
Одна из главных задач физического образования в структуре общего образования
состоит в формировании естественно­научной грамотности и интереса к науке у
обучающихся.
Изучение физики на базовом уровне предполагает овладение следующими
компетентностями, характеризующими естественно­научную грамотность:
 научно объяснять явления;
 оценивать и понимать особенности научного исследования;
 интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения
выводов.
Цели изучения физики на уровне основного общего образования определены в
Концепции преподавания учебного предмета «Физика» в образовательных организациях
Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы,
утверждённой решением Коллегии Министерства просвещения Российской Федерации
(протокол от 3 декабря 2019 г. № ПК­4вн).
Цели изучения физики:
приобретение интереса и стремления обучающихся к научному изучению
природы, развитие их интеллектуальных и творческих способностей;
развитие представлений о научном методе познания и формирование
исследовательского отношения к окружающим явлениям;
формирование научного мировоззрения как результата изучения основ строения
материи и фундаментальных законов физики;
формирование представлений о роли физики для развития других естественных
наук, техники и технологий;
развитие представлений о возможных сферах будущей профессиональной
деятельности, связанной с физикой, подготовка к дальнейшему обучению в этом
направлении.
Достижение этих целей программы по физике на уровне основного общего
образования обеспечивается решением следующих задач:
приобретение знаний о дискретном строении вещества, о механических, тепловых,
электрических, магнитных и квантовых явлениях;
приобретение умений описывать и объяснять физические явления с
использованием полученных знаний;
освоение методов решения простейших расчётных задач с использованием
физических моделей, творческих и практико­ориентированных задач;
развитие умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные
работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов;
освоение приёмов работы с информацией физического содержания, включая
информацию о современных достижениях физики, анализ и критическое оценивание
информации;
знакомство со сферами профессиональной деятельности, связанными с физикой, и
современными технологиями, основанными на достижениях физической науки.
Периодичность и формы контроля отражена в ФОС.

На изучение физики (базовый уровень) на уровне основного общего образования
отводится 238 часов: в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 68 часов (2
часа в неделю), в 9 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
Химия
Рабочая программа по химии разработана в соответствии с ФГОС ООО, ФОП
ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО, и с
учетом концепции преподавания учебного предмета "Химия" в образовательных
организациях Российской Федерации.
Знание химии служит основой для формирования мировоззрения обучающегося,
его представлений о материальном единстве мира, важную роль играют формируемые
химией представления о взаимопревращениях энергии и об эволюции веществ в природе,
о путях решения глобальных проблем устойчивого развития человечества - сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, проблем здравоохранения.
Изучение химии:
- способствует реализации возможностей для саморазвития и формирования культуры
личности, ее общей и функциональной грамотности;
вносит вклад в формирование мышления и творческих способностей обучающихся,
навыков их самостоятельной учебной деятельности, экспериментальных и
исследовательских умений, необходимых как в повседневной жизни, так и в
профессиональной деятельности;
- знакомит со спецификой научного мышления, закладывает основы целостного взгляда
на единство природы и человека, является ответственным этапом в формировании
естественно-научной грамотности обучающихся;
- способствует формированию ценностного отношения к естественно-научным знаниям,
к природе, к человеку, вносит свой вклад в экологическое образование обучающихся.
Данные направления в обучении химии обеспечиваются спецификой содержания
учебного предмета, который является педагогически адаптированным отражением
базовой науки химии на определенном этапе ее развития.
Курс химии на уровне основного общего образования ориентирован на освоение
обучающимися системы первоначальных понятий химии, основ неорганической химии
и некоторых отдельных значимых понятий органической химии.
Структура содержания программы по химии сформирована на основе системного
подхода к ее изучению. Содержание складывается из системы понятий о химическом
элементе и веществе и системы понятий о химической реакции. Обе эти системы
структурно организованы по принципу последовательного развития знаний на основе
теоретических представлений разного уровня:
- атомно-молекулярного учения как основы всего естествознания;
- Периодического закона Д.И. Менделеева как основного закона химии;
учения о строении атома и химической связи;
- представлений об электролитической диссоциации веществ в растворах.
Теоретические знания рассматриваются на основе эмпирически полученных и
осмысленных фактов, развиваются последовательно от одного уровня к другому,
выполняя функции объяснения и прогнозирования свойств, строения и возможностей
практического применения и получения изучаемых веществ.

Освоение программы по химии способствует формированию представления о
химической составляющей научной картины мира в логике ее системной природы,
ценностного отношения к научному знанию и методам познания в науке. Изучение
химии происходит с привлечением знаний из ранее изученных учебных предметов:
"Окружающий мир", "Биология. 5 - 7 классы" и "Физика. 7 класс".
При изучении химии происходит формирование знаний основ химической науки
как области современного естествознания, практической деятельности человека и как
одного из компонентов мировой культуры. Задача учебного предмета состоит в
формировании системы химических знаний - важнейших фактов, понятий, законов и
теоретических положений, доступных обобщений мировоззренческого характера, языка
науки, в приобщении к научным методам познания при изучении веществ и химических
реакций, в формировании и развитии познавательных умений и их применении в учебнопознавательной и учебно-исследовательской деятельности, освоении правил безопасного
обращения с веществами в повседневной жизни.
При изучении химии на уровне основного общего образования важное значение
приобрели такие цели, как:
- формирование интеллектуально развитой личности, готовой к самообразованию,
сотрудничеству, самостоятельному принятию решений, способной адаптироваться к
быстро меняющимся условиям жизни;
- направленность обучения на систематическое приобщение обучающихся к
самостоятельной познавательной деятельности, научным методам познания,
формирующим мотивацию и развитие способностей к химии;
- обеспечение условий, способствующих приобретению обучающимися опыта
разнообразной деятельности, познания и самопознания, ключевых навыков (ключевых
компетенций), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности;
- формирование общей функциональной и естественнонаучной грамотности, в том
числе умений объяснять и оценивать явления окружающего мира, используя знания и
опыт, полученные при изучении химии, применять их при решении проблем в
повседневной жизни и трудовой деятельности;
- формирование у обучающихся гуманистических отношений, понимания ценности
химических знаний для выработки экологически целесообразного поведения в быту и
трудовой деятельности в целях сохранения своего здоровья и окружающей природной
среды;
- развитие мотивации к обучению, способностей к самоконтролю и самовоспитанию
на основе усвоения общечеловеческих ценностей, готовности к осознанному выбору
профиля и направленности дальнейшего обучения.
Периодичность и формы контроля отражены в ФОС. Общее число часов,
рекомендованных для изучения химии, - 136 часов: в 8 классе - 68 часов (2 часа в неделю),
в 9 классе - 68 часов (2 часа в неделю).
Биология
Рабочая программа по биологии разработана в соответствии с ФГОС ООО, ФОП
ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её
познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения
их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.

Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической
культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
- формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации; формирование системы знаний об
особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения
его здоровья;
- формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе организма человека;
- формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
- формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности
людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия
деятельности человека в природе; формирование экологической культуры в целях
сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих
задач:
- приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях
строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как
биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности
людей;
- овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
- освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
- воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС. Предлагаемый в программе по
биологии перечень лабораторных и практических работ является рекомендательным,
учитель делает выбор проведения лабораторных работ и опытов с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся, списка экспериментальных заданий,
предлагаемых в рамках основного государственного экзамена по биологии.
Общее число часов, рекомендованных для изучения биологии, – 238 часов: в 5
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 8 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 9 классе – 68 часов (2
часа в неделю).
Технология
Рабочая программа по технологии разработана в соответствии с ФГОС ООО,
ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых
по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО.
Основной целью освоения технологий является достижение технологической
грамотности, предельной компетентности, творческого мышления. Задачами курса по
технологиям являются:
владение основами, навыками и опытом деятельности в предметной области

«Технология»; поддержка у обучающихся культуры проектной и исследовательской
деятельности, помощь к предложению и продуманность новых технологических
решений;
способствует использованию обучающимися навыков в трудовой деятельности
цифровых инструментов и программных сервисов, когнитивных инструментов и
технологий;
Развитие умений оценивает свои профессиональные интересы и склонности в
плане подготовки к будущей профессиональной деятельности, методы работы
оценивают их профессиональные предпочтения.
Программа по технологии построена по модульному принципу. Модульная
программа по технологии – эта система логически завершённых блоков (модулей)
обеспечивает
материал, позволяющий
достичь необходимых результатов,
предусматривающих различные образовательные траектории её реализации. Модульная
программа включает в себя инвариантные (обязательные) и вариативные модули.
ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ
- Модуль «Производство и технологии»
- Модуль «Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»
- Модуль «Компьютерная графика. Черчение»
- Модуль «Робототехника»
- Модуль «3D-моделирование, прототипирование, макетирование»
ВАРИАТИВНЫЕ
МОДУЛИ
ПРОГРАММЫ
ПО
ТЕХНОЛОГИИ
Модуль «Автоматизированные системы»
Модуль знакомит обучающихся с автоматизацией технологических процессов на
производстве и в быту. Акцент сделан на изучении обеспечения управления
переменными переменами и их практической реализации на примере простых
технических систем. В результате освоения модуля учащиеся разрабатывают
индивидуальный или групповой проект, имитирующий работу автоматизированной
системы (например, системы управления электродвигателем, освещением в помещении
и т. д.).В курсе технологии реализации межпредметных связей: с алгеброй и геометрией
при изучении модулей «Компьютерная графика. Черчение», «3D-моделирование,
прототипирование, макетирование», «Технологии обработки материалов и пищевых
продуктов»;с химией при освоении разделов, с технологиями химической
промышленности в инвариантных модулях; с биологией при изучении современных
биотехнологий в инвариантных модулях и при освоении вариативных модулей
«Материаловедение»; с физикой при освоении моделей машин и принципов, модуля
«Робототехника»,
«3D-моделирование,
прототипирование,
макетирование»,
«Технологии обработки материалов и пищевых продуктов»; с информатикой и
информационно-коммуникационными технологиями при освоении в инвариантных и
вариативных модулях информационных процессов сбора, хранения, преобразования и
передачи информации, протекающих в технических средствах, с использованием
программных сервисов; со стилем и искусством при освоении элементов промышленной
эстетики, народных ремёсел в инвариантном модуле «Производство и технологии»;с
сознанием при освоении темы «Технология и мир. Современная техносфера» в
инвариантном модуле «Производство и технологии».
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
Общее количество часов – 272: в 5 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 6 классе –
68 часов (2 часа в неделю), в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 8 классе – 34 часа (1
час в неделю), в 9 классе – 34 часа (1 час в неделю).

Изобразительное искусство
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана в соответствии
с ФГОС ООО, ФОП ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом
распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения ООП
ООО.
Основная цель изобразительного искусства
–
развитие визуальнопространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, формы самовыражения и ориентации в художественном и
нравственном пространстве культуры.
Изобразительное искусство имеет интегративный характер и включает в себя
основы разных видов визуально-пространственных искусств: живописи, графики,
скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства,
фотографии, функции художественного изображения в зрелищных и экранных
искусствах. Важнейшими задачами программы по изобразительному искусству являются
формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической
и личностно значимой ценности, воспитание гражданственности и патриотизма,
уважения и бережного отношения к истории культуры России, выраженной в её
архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметноматериальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Программа по изобразительному искусству направлена на развитие личности
обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, творческого развития
и формирования готовности к саморазвитию и непрерывному образованию.
Программа по изобразительному искусству ориентирована на психовозрастные
особенности развития обучающихся 11–15 лет.
Целью изучения изобразительного искусства является освоение разных видов
визуально-пространственных искусств: живописи, графики, скульптуры, дизайна,
архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в
зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачами изобразительного искусства являются:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, формирование представлений о месте и значении
художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования
мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в
архитектуре и дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и
анимации, фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);

формирование пространственного мышления и аналитических визуальных
способностей;
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний,
чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого
воображения;
воспитание уважения и любви к культурному наследию России через освоение
отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование активного отношения к традициям художественной культуры как
смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
Общее число часов, рекомендованных для изучения изобразительного искусства, –
102 часа: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание программы по изобразительному искусству на уровне основного
общего образования структурировано по 4 модулям (3 инвариантных и 1 вариативный).
Инвариантные модули реализуются последовательно в 5, 6 и 7 классах. Содержание
вариативного модуля может быть реализовано дополнительно к инвариантным в одном
или нескольких классах или во внеурочной деятельности.
Модуль №1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (5 класс)
Модуль №2 «Живопись, графика, скульптура» (6 класс)
Модуль №3 «Архитектура и дизайн» (7 класс)
Модуль №4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и
художественная фотография» (вариативный)
Каждый модуль программы по изобразительному искусству обладает
содержательной целостностью и организован по восходящему принципу в отношении
углубления знаний по ведущей теме и усложнения умений обучающихся.
Последовательность изучения модулей определяется психологическими возрастными
особенностями обучающихся, принципом системности обучения.
Общее число часов – 136 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю).
Музыка
Рабочая программа по музыке разработана в соответствии с ФГОС ООО, ФОП
ООО, Федеральной рабочей программой воспитания, с учётом распределённых по
классам проверяемых требований к результатам освоения ООП ООО.
Музыка
–
универсальный
антропологический
феномен,
неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества.
Изучение музыки необходимо для полноценного образования и воспитания
обучающегося, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала.

Основная цель реализации программы по музыке – воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием
музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт
проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей,
порождаемых ситуациями эстетического восприятия.
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
становление
системы
ценностей
обучающихся,
развитие
целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения
музыкального искусства как универсальной формы невербальной коммуникации между
людьми разных эпох и народов, эффективного способа авто-коммуникации;
формирование творческих способностей ребенка, развитие внутренней мотивации
к интонационно-содержательной деятельности.
Задачи обучения музыке на уровне основного общего образования:
приобщение к традиционным российским ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
осознание социальной функции музыки, стремление понять закономерности
развития музыкального искусства, условия разнообразного проявления и бытования
музыки в человеческом обществе, специфики ее воздействия на человека;
формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального искусства,
воспитание уважительного отношения к системе культурных ценностей других людей,
приверженность парадигме сохранения и развития культурного многообразия;
формирование целостного представления о комплексе выразительных средств
музыкального искусства, освоение ключевых элементов музыкального языка,
характерных для различных музыкальных стилей;
расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и музыкантах,
достаточное для активного, осознанного восприятия лучших образцов народного и
профессионального искусства родной страны и мира, ориентации в истории развития
музыкального искусства и современной музыкальной культуре;
развитие общих и специальных музыкальных способностей, совершенствование в
предметных умениях и навыках, в том числе:
слушание (расширение приемов и навыков вдумчивого, осмысленного восприятия
музыки, аналитической, оценочной, рефлексивной деятельности в связи с
прослушанным музыкальным произведением);
исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях, игра на доступных
музыкальных инструментах, опыт исполнительской деятельности на электронных и
виртуальных музыкальных инструментах);
сочинение (элементы вокальной и инструментальной импровизации, композиции,
аранжировки, в том числе с использованием цифровых программных продуктов);
музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка, танец,
двигательное моделирование);
творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты, фестивали,
представления);
исследовательская деятельность на материале музыкального искусства.
Программа по музыке составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей,
принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения содержания. При этом 4

модуля из 9 предложенных рассматриваются как инвариантные, остальные 5 – как
вариативные, реализация которых может осуществляться по выбору учителя с учетом
этнокультурных традиций региона, индивидуальных особенностей, потребностей и
возможностей обучающихся, их творческих способностей.
Содержание учебного предмета структурно представлено девятью модулями
(тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной
программой начального общего образования и непрерывность изучения учебного
предмета:
инвариантные модули:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Русская классическая музыка»;
модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
вариативные модули:
модуль № 5 «Музыка народов мира»;
модуль № 6 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 7 «Духовная музыка»;
модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»;
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков.
Периодичность и форм контроля отражена в ФОС.
Общее число часов – 136 часов: в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34
часа (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в
неделю).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».